Поделиться:

ПРЕДЕЛ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ: Куда мы идём?

alt

Один из законов развития общества - закон РАСШИРЕНИЯ ГОРИЗОНТА САМОИДЕНТИФИКАЦИИ.
Каждая следующая ступень общественной эволюции выводит людей на новый уровень самоощущения и самосознания.

Сначала люди отождествляют себя с некоей небольшой общностью (род), затем - с более широкой (племя), затем - с ещё бОльшей (нация, национальное государство), затем - с масштабом всего человечества (социум), затем- с масштабом всей живой природы (биосфера).

Последовательность масштабов ("лестница") выглядит так:

Национальное шире родового (сословного).
Социальное (общечеловеческое) шире Национального.
Биосферное шире Социального.
Материальное (общекосмическое) шире Биосферного.
Безотносительное (Абсолютное) шире Материального (общекосмического).

alt

Строгое исполнение этого правила мы видим в контексте мировой истории.
С точки зрения ориентации и культурной традиции:
19 век акцентировал внимание на национальном уровне (империалистическая парадигма).
20 век - уже на интернациональном, общечеловеческом (социальная парадигма)
Наша эпоха выходит на уровень биосферной общности (экологическая парадигма).
Отсюда - повышенное внимание современной цивилизации к живой природе, забота об окружающей среде, гуманное отношение к животным, внимание к живому телу, исключительная ценность индивидуальной жизни ( каждой особи ) т.д.

19 век – век классических национальных империй. Наглядный пример – та же Австро-Венгрия. Германская империя, Итальянское королевство, Российская империя (до 1917 г) также были национально-ориентированными государствами.
20 век выдвинул на первый план государства интернационального типа, такие как США и СССР.
Новейшая эпоха (начиная с 1990-х гг) с её «экологическим мышлением» идёт ещё дальше, постулируя акцент на всей биосфере и жизни в целом.

Тренд очевиден.
Мы движемся от идеи национального - к многонациональному. А позднее от видового (человечество) к многовидовому (биологическая среда обитания).

Однако, биосфера - тоже только часть материи.
Как известно, жизнь существует на Земле. Но кроме Земли есть ещё и Вселенная, масштаб которой - понятное дело - намного больше.

Из последовательности ясно, что акцент грядущей эпохи - это масштаб общематериальной (космической) общности. Люди осознАют своё моральное и духовное единство со всей материальной природой (включая даже все физические тела и продукты неорганического мира), существующей во времени.
Одним словом, со всем содержанием реального бытия.

Но и это ещё не всё. За этим последует уже выход на уровень безотносительного единства, по отношению к которому само материальное содержание окажется частной составляющей.

alt

Это любопытно. А теперь чуть сместим угол зрения. Отметим важный момент.
Самоорганизация следует за ориентацией с запозданием на один шаг.
Так, если свойством предшествующей эпохи ( ХХ век ) была самоорганизация на национальном (государственном) уровне, свойством нашей эпохи является самоорганизация на общечеловеческом, интернациональном уровне (глобализм).
Атрибут грядущей "завтрашней" эпохи - это самоорганизация на биосферном / общебиологическом уровне (витализм). Наконец, черта "послезавтрашней" эпохи - самоорганизация на общематериальном (все-космическом) уровне (космизм).

Говоря о "самоорганизации", мы имели прежде всего самоуправление - уровень формальных средств и институтов, которое нельзя путать собственно с самоопределением (субъектностью как таковой).
Последнее обладает сущностным значением.
Самоопределение / самосознание отстаёт ещё на один шаг (или, следовательно, на два шага по отношению к ориентации).

alt

Несмотря на внешнюю культурную и экономическую глобализацию и даже наличие международных регуляторов , наша эпоха отличается ещё национальным самоопределением. Люди мыслят и ощущают себя, как представители отдельных наций / государств, имеют разные гражданства, существуют в поле национальных законодательств разных стран.

Грядущая "завтрашняя" эпоха будет отличаться уже интернациональным, общечеловеческим самоопределением.
Очевидно, что никаких отдельных государств в ней попросту не может быть. Люди будут причастными Единому Человечеству (универсалу).
Причём не как-нибудь, а сущностно.

Однако, "послезавтрашняя" эпоха, в свою очередь, постулирует переход к общебиосферному (витальному) самоопределению на уровне причастности к единой живой интенции.

Но отсюда возникает резонный вопрос. Где же находится предел самоидентификации? Где находится та общность, шире которой не может быть уже ничего, отождествление с которой должно стать высшей точкой развития?
Собственно, на него мы уже ответили.

Вы не можете оставлять комментарии