Поделиться:

Три отношения Времени

Существует универсальный закон, позволяющий понять каким образом каждая эпоха относится к своим предшественницам - почему каждое историческое поколение так или иначе противопоставляется условным "родителям" и тяготеет к условным "дедам".
Причём слово "поколение" следует здесь понимать в самом широком смысле - речь не только о людях, но и о явлениях и содержании эпох, как таковых.

Что о нас скажут наши потомки? Почему они обязательно раскритикуют наши дни?
К этому следует быть готовым. И по другому даже не может быть. То, что считается нормой сейчас, непременно будет обсмеяно, отвергнуто и предано критике потом.

Самое общее правило - каждая эпоха пристрастна к своей непосредственной предшественнице, от которой она чем-то отличается. Ведь отличие - это и есть противопоставление одного другому. Всякая отдельная сущность самоутверждается на контрасте с другой сущностью.
Мы отличаем вещи явления потому, что замечаем их неодинаковость, особенности.
Именно так и действует история. В ней действует стандартное правило, по которому СЕГОДНЯ отлично от ВЧЕРА.
Однако, наличие отрицания (разделения) в силу баланса предполагает и появление уравновешивающей противоположности. Вот почему каждый раз условное СЕГОДНЯ не только всегда "враждебно" по отношению к условному ВЧЕРА, но и питает "симпатию" к ПОЗАВЧЕРА.
Симпатия -тоже вид пристрастности. Ведь симпатия - это привязанность, зависимость.
Следовательно, СЕГОДНЯ столь же зависимо от ПОЗАВЧЕРА по принципу влечения, насколько оно зависит от ВЧЕРА по принципу отрицания.
А это значит, что Вчера и Позавчера довлеют над Сегодня - так или иначе определяют его "портрет".
Каждое поколение людей, вещей и явлений напрямую зависит от своих "родителей" и своих "дедушек-бабушек".

Независимость наступает лишь по отношению к ПОЗА-ПОЗАВЧЕРА, когда баланс знаков оказывается исчерпанным.
Третье отношение не может быть ни отрицательным, ни положительным. Оно может быть только нейтральным. Беспристрастие, достигаемое в третьем поколении может рассматриваться как соответствующая форма свободы - независимости настоящего от прошлого.
Конечно, даже такая независимость является лишь относительной, т.к. всякое настоящее наследует своему прошлому, в том числе - и самому далёкому. С другой стороны, понятия условного Вчера и условного Позавчера, как легко догадаться, тоже весьма относительны. По геологическим меркам 10 000 лет назад тоже будет "Вчера". А мы вольны выбрать любой интервал, в зависимости от того, что считаем "шагом" развития.
Но мы здесь говорим именно об относительной свободе.

Особенно интересно рассмотреть действие этого универсального закона на крупных эпохах в истории человечества. Собственно, этот закон и позволяет более или менее точно определить хронологические границы этих качественных периодов. По взаимному отношению Настоящего и Прошлого становится видно где именно начинается одно состояние и заканчивается другое.

alt

Культура Средних Веков отрицала культуру Античной цивилизации. Но эпоха Возрождения вновь возвращалась к ней на уровне переосмысления.
Девятнадцатый век создал новую цивилизацию – цивилизацию Модерна, которая совершенно не ориентировалась на античные образцы (ни положительно, ни отрицательно), а была принципиально другой. И, тем не менее могла точно и эффективно запечатлевать и регистрировать то, что было в Древности (через археологию и прочие объективные науки о прошлом).
Если девятнадцатый век был прежде всего веком открытий (и переоткрытия) древних цивилизаций, то уже ХХ век эксплуатировал Античность и Древний мир на уровне пристрастной «игры». Популярность олимпийских игр Нового времени, имитация Древнего Рима в фашистской Италии, языческие культы в СССР (пример чему – мавзолей в центре Москвы) и некоторых других странах говорят об этом весьма красноречиво.
Наше время ( после 1991 г ) не акцентируется ни на какой из эпох прошлого, а аккумулирует опыт многих (всех предыдущих) эпох.

alt

* * *

alt
Но особенно примечательно то, что закон взаимных отношений работает как в прошлое - назад , так и в обратную сторону. Другими словами, Настоящее точно так же относится к будущим эпохам ( хотя и не "видит" их ), как и к прошлому с равным интервалом. Смежному будущему оно сущностно противостоит, а с более дальним симпатически перекликается.При этом, конечно, "прочтение" вперёд следует отличать от "прочтения" назад, ибо мы говорим о соответствии, а не об идентичности.

Вы не можете оставлять комментарии