Поделиться:

Постлиберальное общество и Постлиберальный человек

Нынче часто говорят о крахе либерализма и кризисе современной демократии.
В самом деле, подобные суждения имеют под собой почву. В частности, применительно к России, которая, конечно, не является исключением. Что с обществом происходит «нечто странное», что это ползучее «нечто» имеет глобальный характер и далеко идущие последствия, чувствуют многие (причем, во многих странах), понимают – гораздо меньше. Но мало кто догадывается о масштабе тех изменений, на пороге которых оказался нынешний мир.
Дело все в том, что все привычные политические идеомы, которыми пользовалось общество Нового времени на протяжении последних 2-3-х столетий, безнадежно устарели.
Бессмысленно, например, гадать связано ли будущее нашей страны с либерализмом или авторитаризмом, будут ли жить следующие поколения в условиях диктатуры или, напротив, им «светит» спокойное процветание под благословенными лучами истинной демократии.
Подобные рассуждения были актуальны «Вчера» ( к примеру, в прошлом или позапрошлом веке ), но для предстоящего «Завтра» они не имеют значения. Авторитаризм, парламентаризм, монархия, демократия, выборы, партии, сменяемость или несменяемость власти – для Завтра эти понятия являются пустой трухой. Нет, даже не рутиной, а именно трухой.
Суть вещей лежит совсем в другой плоскости.
Скажу больше. Ответ на главный вопрос о судьбе не только России, но и всего человечества, следует искать даже не в плоскости политики.
Я произнесу вещь, которая, быть может, кому-то на первый взгляд покажется либо смешной, либо странной. Вообще, роль политики в будущем будет только снижаться, пока не сделается совершенно несущественной.
Эра, в которую уже вступает современная мировая цивилизация, ознаменована куда более глубокими сдвигами в социальном и человеческом бытии. «Сдвигами», в сравнении с которыми все политические игры являются сущим «детским садом». На фоне данных «сдвигов» меркнут и кажутся пылью не только внешние и внутренние противоречия отдельных государств , но и сам факт их существования.
Рассматриваемые капитальные изменения касаются самой структуры социального бытия.
Суть грядущего глобального переворота заключается в изменении соотношения между главнейшими компонентами социума. Эпицентром же революции оказывается сам человек, личность, «я» каждого.
Попробую пояснить.

В прошлом мы имели комбинацию, в которой голос Индивида был растворен в голосе Общества.

В будущем мы будем иметь комбинацию, в которой голос Общества растворен в голосе каждого Индивида. Слово "каждого" следует подчеркнуть, чтобы не у кого не возникло ложного подозрения, что речь идет о монархии или деспотии, т.е. власти одного единственного над всеми остальными.

Представьте, что Вы равны не только самому себе, Вы включаете в себя целое Общество. Как? Ну, это уже отдельный вопрос, относящийся к технологическим подробностям. Главное здесь - принцип.
Не индивид является частью общества, а общество становится частью индивида! Большее становится частью меньшего.
Единица поглощает множество. «Мы» становится частью «я», а не наоборот.

Внешне такое сочетание может показаться абсурдным. Как часть может включать в себя целое?!!! - быть может, воскликните Вы. Однако, именно такая комбинация, в сущности, и является залогом истинного равновесия. А равновесие, как известно, основное начало демократии.

Тем не менее, описываемую реальность невозможно оценить в терминах современной политической номенклатуры. Она не только не вписывается в наши типичные представления о демократии, но прямо противоречит им.
В классических демократических режимах индивидуальное «я» всегда выступало частью коллективного «мы». Воля одного – компонент воли многих, а решающий голос принадлежит большинству.
В будущем мы должны лицезреть совершенно обратную картину.
Не «я» - часть «мы», а «мы» - часть «я».
Следовательно, при грядущем режиме индивидуальное «я» не только не равно многим «я», а больше их вместе взятых?
В некотором роде, так оно и есть. И даже можно понять почему. «Я» превосходит «мы» в том, что, включая в себя множество других «я» (мы), добавляет к нему нечто от себя. Размер вносимой «добавки», собственно, и составляет уникальность конкретной личности.
Здесь очевидное указание на механизм развития. Личность не может быть стабильной величиной. Обогащаемое «Я» должно находиться в процессе постоянного роста по типу «программирование».
Ее нормальное состояние есть непрерывное расширение.

При таком раскладе невозможно говорить о преобладании большинства над меньшинством. Скорее, имеет место обратное - преобладание меньшинства над большинством, но какое ! Абсолютное преобладающее меньшинство – это и есть отдельная личность, сумевшая сделаться обладательницей целого социума..

Но как представить себе личность, поглотившую собой социум? Является ли здесь слово «поглощение» буквальной истиной или это просто метафора?

Вероятно, речь идет о том, что каждый человек сможет сделаться обладателем ресурса всех и, в этом смысле, обладаемый ресурс является неисчерпаемым. Он не уменьшается при делении, а просто размножается ( копируется ), примерно так, как это было описано в Евангелии в притче о пяти хлебах.
Таким образом, будущее родит принципиально новый тип собственности.

До сих пор цивилизация знала лишь 2 основных типа собственности - индивидуальную (частную) и коллективную. Во втором случае ресурс считается принадлежащим не одному человеку, а многим, но его количество всегда ограничено и всегда уменьшается при делении.
В обоих случаях имеет место классическое владение - владение с "отрицательным доступом": когда один приобретает (принимает), другой теряет в результате отдачи.

В описываемом будущем, как сказано, ресурс становится неисчерпаемым и потому не подлежит уменьшению при делении (передаче). В этом смысле, он не может никогда закончиться и поэтому не может являться объектом борьбы. Борьба за такой ресурс лишена всякого смысла, т.к. обладание одним никак не сказывается на обладании другим.
Самый примитивный пример подобных отношений звучит так:
Если Вася получает данное благо от Пети, то Петя нисколько не теряет его. Оно остается у него в его полном распоряжении, как и до отдачи.
Конечно, эта аналогия слишком буквальна и примитивна, но она характеризует суть будущего порядка вещей. В принципе, аналог подобной схемы мы имеем уже сегодня в нынешнем Интернете и возможностях, предъявляемых цифровыми технологиями. Если раньше, пока еще не было Интернета, а люди пользовались материальными носителями информации, человек, передавший книгу другому, уже не мог ею владеть по причине физического отсутствия, то в эпоху цифровых носителей это условие не действует: неограниченное число людей может иметь доступ к общей базе данных, но наличие ресурса у одного не сказывается отрицательно на его наличии у другого.
К такому типу собственности применимо понятие "универсальная собственность". Универсальная собственность не является ни частной, ни коллективной, но фактически сочетает положительные стороны той и другой. От частной собственности она заимствует принцип неделимости ( ею не приходится делиться в отрицательном смысле ), от коллективной - свойство общности.
Как видно, в основе отношений с универсальной собственностью лежит владение с "нейтральным доступом".

Впрочем, и на этом не приходится ставить точку. Возможен еще более удивительный вид отношений - владение с "положительным доступом". Это когда Вы при передаче другому не только не теряете обладания имеющимся у Вас ресурсом, но еще и приобретаете нечто в самом акте дарения. Но такое взаимодействие не в коем случае не следует путать с торговлей, т.к. речь идет именно о дарении, при которой Вы действуете совершенно безвозмездно, не имея в виду личной выгоды. В этом случае Ваш интерес полностью тождественен с интересом принимающей стороны. Объяснить этот "парадокс" можно очень просто. Отдающий и Принимающий ощущают себя как единое целое - как один субъект.

Все указывает на то, что главным механизмом распределения ресурсов в постлиберальном обществе является не торговля, а дарение. Люди делятся друг с другом имеющимися ресурсами безвозмездно и с большой охотой. Каждый стремится передать другому то недостающее, чего ему не хватает, ибо каждый видит в другом самого себя.
По мере развития отношения будут делаться все более альтруистическими. На смену безвозмездной нежертвенной помощи придет отдача (дарение), за которой, в свою очередь, идет беззаветная самоотдача. В последнем – наиболее альтруистическом формате «я» личности не только включает в себя других в качествен составляющей, а полностью отождествляется с ними.

Что точно ясно – это то, что постлиберального человека не будут интересовать никакие политические партии и режимы внешнего управления. Мир постлиберального человека – это мир, в котором нет никаких президентов, кандидатов, депутатов, королей, парламентов, государств, империй, армий, полиций и тому подобной внешней мишуры. Через все это он перешагнул…

Вы не можете оставлять комментарии
Просто удивительно, что людей с такими идеями не тревожит наркоконтроль, ибо только под очень качественной дурью такое можно вообразить и написать.
Впрочем, некоторые идеи не новы и уже были успешно реализованы работниками общепита, что зафиксировано в анекдоте. Рассказать? Расскажу.
В распивочную заходит мужичок и просит налить ему 150 грамм водки. Продавец подает ему стакан. Мужичок смотрит на стакан и просит сразу повторить заказ, Продавец подает ему еще стакан. Мужичок берет со стойки третий стакан и переливает в него содержимое двух предыдущих. Стакан стандартный в 200 граммов, но без труда вмещает в себя всю водку из 2-х стаканов.
- Фокусник? - спрашивает продавец.
- Нет, контролер! Это контрольная закупка!
В общем, стырил Андрей у работников общепита идею о том, что целое может быть меньше составных частей. Ну, бывает. Будем снисходительны к маленьким человеческим слабостям.
Но иногда он в корень смотрит! Демократия вводилась именно для того, чтобы организованное состоятельное меньшинство подавляло разрозненное (атомизированное) и манипулируемое большинство, проводя в жизнь полезные для себя решения под видом общего желания большинства, выявленного самым демократическим путем, - тайным голосованием. Теперь идея доведена до абсолюта: якобы каждый человек может навязать обществу свое видение общественного блага (наверное, неким мгновенно распространяющимся и весьма заразным психическим импульсом неизвестного пока науке происхождения). Но... Но! Все люди разные: молодые и старые, большие и маленькие, здоровые и инвалиды, богатые и бедные, чемпионы пауэрлифтинга и простые мастера боевых искусств, блогеры в странной шляпе и специалисты рукопашного боя. И интересы у них разные, что ярко доказывается жизнью (и смертью некоторых, вступивших во взаимодействие со своей противоположностью). Впрочем, Андрей ведь говорит не о сегодняшнем дне, а о далеком будущем, когда благодаря ГМО и работе славной "Монсанто" все станут примерно одинаково больными и слабыми как физически, так ,вероятно, и умственно. По крайней мере, весьма внушаемыми. Тогда тот, кто первый о чем-то подумал и смог послать этот психический импульс, завладеет мыслями всего общества, а его идея станет всеобщим достоянием, получит всеобщее одобрение и желание следовать ему. Ну, не все время, а только до того момента, когда другой человек не додумается послать импульс о новой замечательной идее. Психика-то неустойчивая, расшатанная постоянным воздействием составных частей общества. Так и будут бедняги метаться. Нет, не все время, а пока доктор не придет. А доктор кто? Так Андрей и есть тот доктор, который лечит нас в том направлении, что если у тебя что-то отобрали, то с этим надо не то чтобы смириться, а даже как бы и порадоваться, ибо это отнятое никуда не делось, а сохранилось и даже процветает (это он, наверное, на Крым намекает: мол, все равно туда можно отдыхать приехать, хоть из России, хоть с Украины. Он замаскировал свою мысль заумной фразой: "в основе отношений с универсальной собственностью лежит владение с "нейтральным доступом". Доступ имеешь? Вот и не дергайся, а просто радуйся!). Да, а чтобы радость твоя была полной, перманентной и безграничной надо не думать об управляющих центрах, средствах защиты собственных интересов и располагаемых ресурсов, способах жизнеустройства "и тому подобной внешней мишуре". Тогда доктор Андрей придет, погладит по голове и скажет: "Вот, теперь ты стал настоящим постлиберальным человеком! Молодец! Возьми с полки пирожок!" Да, ради этого стоит жить и развиваться. Ведь, что такое человек без похвалы? Пустое место! А похвалили, - и сразу чувствуешь, как растешь над собой! Человеком себя чувствуешь с большой буквы, который не как-нибудь что, а что-нибудь как!