Поделиться:

5 этапов Интеллектуального Развития человечества

alt

Наверное, самой выдающейся заслугой французского мыслителя и основателя новой науки об обществе Огюста Конта можно считать выведенный им в первой половине 19 века «закон интеллектуальной эволюции», известный также как «закон трех стадий».
Каждый, кто изучал основы социологии или историю философии, конечно же, его знает.

Если немного модернизировать и усовершенствовать терминологию, то можно сказать, что ход идей Конта сводится к следующему:

1. На первом этапе, называемом Мифологическим, у людей отсутствовало положительное научное знание о мире. При попытке найти объяснение различным непонятным вещам, явлениям и процессам действительности, люди изобретали всевозможные сказочные гипотезы. Большинству населения предлагалось только принимать их на веру. Объяснения бывают более или менее нелепыми, глупыми и абсурдными (напр. "земля плоская и стоит на трех китах", "ведьмы летают на метле") , и все они не имеют практически никакого отношения к достоверному знанию. Население довольствуется слепой верой в то, что говорят авторитетные люди. Которые, в свою очередь, являются хранителями и главными распространителями мифов.

2. Второй этап можно назвать Критическим или Отрицательным. Его значение - переходное. Достоверного положительного знания об устройстве Вселенной по большому счету еще нет , но слепой безотчетной веры в сказки уже нет. Мыслящие люди подвергают разрушительной критике мифологический опыт прошлых поколений и тысячелетий. Сказки и легенды ими активно опровергаются и осмеиваются.
Отсутствие слепой веры в общепринятые басни ведет к пробуждению индивидуального размышления. Данный этап богат различными умозрительными гипотезами о природе вещей, и посему в изложении Конта получил название «метафизического».


3. Третий этап Огюст Конт называл Положительным или Научным. Этот этап как раз и связан с формированием фонда достоверных знаний об окружающем мире, а также с торжеством научного метода исследования. Это- время не субъективных гипотез, а неоспоримых фактов, подтверждаемых и проверяемых.
На данном этапе делаются основные научные открытия, открываются главнейшие законы природы, ученые постигают устройство материи и значение физических сил.
При этом Огюст Конт считал его последним и высшим фазисом интеллектуальной эволюции человечества.
И, пожалуй, в этом отказе человечеству в продолжении развития, состоит главная ошибка Конта.
Сегодня мы можем твердо сказать, что: 1) Новые фазисы еще будут, 2) Можем сказать какими они будут. 3) Их будет как минимум два - четвертый и пятый.

То, что недосказал Конт, выпало досказать нам. В этом смысле, стоящая перед нами задача куда интереснее. Ведь Конт имел дело с систематизацией прошлого и настоящего, тогда как нам предстоит пролить свет на неведомое будущее.
Хочу сразу оговориться. При построении прогноза я опирался не на собственные субъективные домыслы. Все ниже представленные результаты были получены при помощи Математики Качеств.

Попробуем разобраться с Четвертым этапом, продолжая сравнительный анализ.

4. В донаучную эпоху люди не могли ответить на вопрос "каков мир?". В научную эпоху объективного знания на этот вопрос, в значительной мере, дается ответ. Получаемое научное знание является достоверным и проверяемым. Грядущая эпоха сделает следующий шаг вперед - родит новый дискурс и перевернет представления о мироздании тем, что поставит вопрос "каким должен быть мир?". И ответит на него четко и однозначно. Это -эпоха телеологического знания, связанная с ясным пониманием конечных целей бытия и эволюции Вселенной.
Понятие "дОлжного" нисколько не отрицает представлений о действительном, а включает их в качестве неотъемлемой составляющей.
Главное "откровение" будущей картины мира: нет никаких неизменных, стабильных законов природы, справедливых для всех моментов времени. Природу нельзя описать ни одной статической онтологией, будь то Ньютоновская или Эйнштейновская, Коперниканская, Максвелловская, Планковская или любая иная. Единственным прочным законом можно считать закон всеобщего направленного прогресса, заставляющего мир совершенствоваться - стремиться к высшему, абсолютному состоянию. И этот прогресс равносилен росту потенциала самоопределения (потенциала свободы). Текущее устройство мира - лишь состояние на магистрали прогресса, ведущего к Завершенности, т.е. к реализации "дОлжного".

Четвертый этап -пусть он будет называться Телеологическим - несет столь же великую революцию в методологии познания, как и в области онтологии. На третьем этапе (научном) ученые могли открывать новое, лишь обращаясь к непосредственному опыту (эмпирическая установка Ф.Бэкона). Грядущий этап устранит и это ограничительное условие. Мы можем проникать в неизвестное даже и не опираясь на дополнительный эмпирический опыт, используя для этого универсальные логические схемы. В частности, Математику Качеств и связанные с ней алгоритмы мышления. Наша познавательная активность больше не скована необходимостью подтверждающего опыта, она имеет двигатель в чистом мышлении, результаты которого оказываются столь же верными и неоспоримыми, как и результаты самого опыта. Для препарирования неизвестного мы уже не нуждаемся в ноже и пинцете, электрическом сигнале и химической реакции - мы можем проникнуть в него, даже не соприкасаясь с ним. Прямой контакт познавателя с познаваемым необязателен. На место проверочного знания приходит математическое предвидение.
Легко обнаружить, что описываемая методология стопроцентно соответствует упомянутым онтологическим задачам. Математическое предвидение закономерно производит знание о будущем, а это знание, в свою очередь, отсылает к конечным целям бытия (идее абсолютного дОлжного)..
Более того. Математическое предвидение служит тем "маяком", который указывает направление пути от Действительного (реального) к Должному (идеальному), освещая столбовую магистраль вселенской эволюции.

При этом, как и второй - Критический, так и четвертый - Телеологический этап обладает переходным, промежуточным статусом. Так же, как второй отделял господство фантазии от господства подлинного знания, так и четвертый отделяет "эпоху знания" от эпохи "чистого действия".

Вот мы и подошли к заключительному звену последовательности.

5. Если на четвертом этапе интеллектуальной эволюции человечеству предстоит постигнуть дОлжное, согласовав его с действительным, то заключительный пятый этап призван принести окончательное воплощение дОлжного - торжество идеального над действительным. Это событие будет выражаться в нескольких интересных аспектах.
1) Во-первых, в исчезновении грани между Мыслью и Действительностью, в прекращении разделения материи и информации.
2) Для пятого этапа характерно уже не познание, а Осуществление - Действие в чистом виде. Субъект пятого этапа уже не познает реальность, отражая ее в собственном сознании, а сам воплощает ее. Он как бы принимает все сущее на себя, включает внутрь себя, олицетворяет бывший объект познания (весь мир).
В этой связи Пятый фазис можно называть Акцепторным (от лат. acceptatio – принятие).

3) Всперинятие действительного означает его нейтрализацию. Поглощенный реальный мир перестает существовать как необходимая объективная данность с ее условиями, обстоятельствами, ограничениями. Личность, находящаяся в данном состоянии могла бы сказать : "Мне уже не важно все то, что вне меня. Я сама создаю идеальную реальность". Каждый субъект -творец собственного мира - полноценный и всемогущий. Каждый субъект творит новый, идеальный мир силой и направленностью своей позитивной фантазии.
Нейтрализация объективного равняется абсолютизации субъективного.

Столь экзотическая «развязка» вряд ли могла привидеться Конту. Мы же должны принять ее как закономерное и неотвратимое следствие всего предыдущего пути.

Вы не можете оставлять комментарии