Поделиться:

Нравственный "скачок"

На протяжении веков человечество было поглощено войнами, революциями, катастрофами. Пожалуй, трудно найти такой год в истории мировой цивилизации, в который в какой-нибудь точке Земного Шара не шла война государства против другого государства, племени против племени.

А между тем, не надо быть великим мудрецом или аналитиком, чтобы понять, что все кошмары, кровавые ужасы и нескончаемые бедствия многострадальной человеческой истории, в конечном счете, проистекают из отрицательных свойств человеческого характера, т.е. из извечных людских пороков, о которых сказано во всех мировых религиях.

. Когда демагоги повторяют излюбленную фразу : "это грязная политика" обычно умалчивается о том, что основная грязь, жестокость и несовершенство и таятся отнюдь не в политических отношениях, а в грязных страстях, которыми то и дело соблазняется душа и натура человеческая . Гнев, зависть, жадность, тщеславие, гордыня, эгоизм- в этих-то свойствах, с завидным постоянством переходящих из века в век, заключен корень всех социальных зол малого и крупного калибра.

Ибо всякая политика- вторична.

Человек- первичен.

Политические страсти и соблазны- модуляция страстей и соблазнов человеческих, прорывающихся наружу. Властолюбие- следствие гордыни. Гордыня же- порок не политический, а человеческий. За любой тиранией или деспотизмом стоит необузданное властолюбие, за властолюбием же- тщеславие, гнездящееся не во властных институтах (которые-лишь надстройка), не в парламентах и правительствах, не в президентских кабинетах и королевских резиденциях, не в режимах и общественных системах, а конечно, в больных сердцах и развращенных умах людей, мечтающих о возвышении и эгоцентрическом обладании.Не этим ли объясняются и горькие экономические недуги, преследующие общество с незапамятных времен? Отчего человек корыстен? Жадность, влекущая к насилию - производна от эгоизма, являющего, к сожалению, универсальную исходную склонность любого живого существа.

Человеческая душа - базис. А экономические формации, политические системы, государства, режимы, строи, формы управления - все это надстройки.

Но отчего же так грубы, неказисты, несовершенны эти надстройки? Несовершенны, грубы, неказисты всегда и любые, во все эпохи, у всех племен и народов Земли, хоть и в разной степени.

Да оттого, что базис эгоистичен. И пока он таков, принципиальных изменений к лучшему ждать, увы, не приходится. При всем желании люди не могут кардинально улучшить и облагородить общественные отношения, не усовершенствовав самих себя, то есть не преодолев собственные пороки. Инфантильные утописты, наивно мечтавшие о лучших обществах отказывались понимать главное: эгоистическую натуру homo sapiens, которая гораздо более стабильна и неизменна, чем все социальные системы и куда главнее их.

Но что есть эгоизм? Ответ: это атрибут Разделения, означающего, например, что интересы одного существа отличны от интересов другого. Вот тут-то мы и подошли к великой сакраментальной тайне.

Разделение (оно же-дуализм)- еще более глубокий метафизический принцип, стоящий не только за эгоизмом, но и за всякой ограниченностью, ассиметрией, несправедливостью и несовершенством в мироздании.

Основа разделения- диалектическая. Она существовала задолго до того, как возник homo sapiens, и даже задолго до появления животных и растений. Мир разделился уже тогда, когда прошлое отделилось от будущего и началось время (t). Он разделился уже тогда, когда стала материя и пошли волны. Он разделился по крайней мере в момент Большого Взрыва.

Вот каков масштаб нравственной проблемы! Вот куда уходят корни великого вызова, брошенного Природой!

Может ли человек сам отбросить этот фундаментальный изъян, без обращения за помощью к Трансцендентальной сфере. Как кажется, едва-ли это вероятно.

Однако, человек должен стремиться к нравственному совершенству. Таков моральный императив.

Вы не можете оставлять комментарии